Медицинский массаж – это комплекс приемов рефлекторного и механического воздействия на тело человека. Оно выражается в растирании, вибрации, давлении и т.д. В основном все манипуляции проводят руками, хотя возможно использование дополнительных инструментов .

Медицинский массаж

В зависимости от характера, вида и тяжести заболевания лечебный массаж может выступать как самостоятельным методом терапии, так и вспомогательным средством или составной частью комплексного лечения.

Различают следующие основные виды массажа:

- Классический (основан на послойном воздействии на ткани с применением основных классических приёмов).

- Сегментарно-рефлекторный (основан на воздействии на рефлексогенные зоны, зоны с повышенной чувствительностью).

- Точечный (воздействие на биологически активные точки).

Во время сеанса классического лечебного массажа используются такие приемы, как:

• Поглаживание: с этого вида воздействия начинается любой тип массажа. Данный прием выполняется легкими движениями. На данном этапе происходит улучшение микроциркуляции крови и лимфы, при медленной скорости воздействия уменьшается болевой синдром, пациент расслабляется.
  • Растирание: более интенсивное воздействие, вызывающее сдвигание кожного покрова пациента. Прием направлен на размягчение рубцовых изменений, приток крови к пораженным тканям, подготовку к более глубокому и интенсивному мануальному воздействию.
  • Выжимание: значительно улучшает кровоснабжение, стимулирует работу кровеносных и лимфатических сосудов. Прием выполняется ребром ладони, внутренней ее частью за счет большого и указательного пальца, основанием ладони, кулаком.
  • Разминание: целью этого вида движения является увеличение подвижности тканей для ликвидации застойных явлений, улучшения трофики и тонуса мышц. Применяются такие разновидности воздействия, как смещение, приподнимание, оттягивание, отжимание тканей, благодаря чему происходит тренировка мышц.
  • Вибрация: главной целью приема является стимуляция нервно-мышечного аппарата, нормализация сосудистого тонуса и давления крови, снятие спазма мышечной ткани и сосудов.
  • Ударные приемы: похлопывание ребром ладони, ее плоскостью или внутренней частью (преимущественно большим пальцем), кулаком и др

Показаниями к проведению сеансов массажа являются:

• дегенеративно-дистрофические изменения позвоночника;
  • корешковый синдром;
  • головные боли, являющиеся следствием остеохондроза шейного отдела позвоночника;
  • последствия травматического повреждения суставов, связок, мышц и костей;
  • поражения суставов: артриты, артрозы;
  • последствия ОНМК, ЧМТ в виде параличей и парезов;
  • бронхит, пневмония, заболевания ЛОР-органов;
  • гипертоническая болезнь, гипотония, стенокардия вне обострения;
  • невралгия, неврастения, депрессивный синдром, стрессы;

Медицинский массаж нельзя использовать в следующих случаях:

• при наличии доброкачественных или злокачественных образований;
  • в период острого протекания любой болезни, так как в этот время организм очень ослаблен, и дополнительное воздействие может негативно сказаться на работе его систем и органов;
  • при высокой температуре и остром лихорадочном состоянии;
  • при наличии различных заболеваний кожного покрова, особенно, если имеются какие-то высыпания или очаги в том месте, которое будет подвергаться массированию;
  • во время критических состояний, несущих прямую угрозу здоровью и жизни пациента (инсульт, инфаркт, судороги и т.п.);
  • при гнойных процессах во внутренних органах;
  • после недавно остановленного кровотечения;
  • при пониженной свертываемости крови и предрасположенности больного к кровотечениям;
  • при нестабильном состоянии здоровья пациента (к примеру, если раз в два дня происходит обострение болезни или случаются приступы);
  • при варикозном расширении вен;
  • при склонности к тромбообразованию;
  • при сосудистой или сердечной аневризме;
  • при атеросклерозе сосудов мозга и периферических сосудов.