Эндокринолог — это врач, специализирующийся на диагностировании, лечении, а также профилактике болезней эндокринной системы.

Эндокринная система осуществляет регуляцию деятельности внутренних органов и представлена железами и специализированными клетками, вырабатывающими гормоны. К основным органам эндокринной системы относятся щитовидная и паращитовидные железы, гипофиз и гипоталамус, островковый аппарат поджелудочной железы, надпочечники, половые железы. Каждая железа продуцирует комплекс гормонов, которые участвуют во всех видах обмена веществ, регулируют изменение баланса жидкости, артериальное давление, процессы накопления и использования энергии, половое развитие, рост волос, кроветворение, развитие мышц.

Когда обращаться за помощью?

Симптоматика, свойственная эндокринным заболеваниям, крайне сложная и обширная. Поэтому точно определить момент, когда стоит обращаться к специалисту, зачастую затруднительно.

К эндокринологу нужно обратиться при следующих симптомах:

1. Быстрой утомляемости и постоянной слабости;
2. Учащенном сердцебиении;
3. Повышенной потливости;
4. Дрожи в конечностях;
5. Резком изменении веса;
6. Постоянном чувстве подавленности;
7. Выпадении волос, сухости и изменении цвета кожи.

Кроме того, регулярно стоит проходить профилактические осмотры у эндокринолога в случае наследственной предрасположенности к развитию сахарного диабета и заболеваний щитовидной железы.

Нарушение в любом звене эндокринной регуляции приводит к изменению функционирования практически всех систем организма. Такие, неспецифические на первый взгляд, жалобы как слабость, снижение работоспособности, выпадение волос, ухудшение состояния кожи, нарушение менструального цикла, угасание сексуального влечения, изменение веса, нередко являются симптомами эндокринной патологии. Поэтому работа врачей-эндокринологов тесно связана со многими направлениями медицины: терапией, гинекологией, урологией, офтальмологией, гастроэнтерологией и др.

Особенно важно оценить эндокринный статус у женщин, планирующих беременность, а также в период беременности, так как наличие скрытых нарушений может оказать неблагоприятное влияние не только на здоровье матери, но и будущего ребёнка.

Заболевания желёз внутренней секреции, как правило, имеют тяжёлое и длительное течение, поэтому необходимо как можно раньше их выявить, своевременно предупредить или предотвратить дальнейшее развитие. Современные методы функциональной, а также все виды лабораторных исследований, которые применяются в клинике, помогают эндокринологу в постановке точного диагноза.

Известно, что в развитии заболеваний желёз внутренней секреции существенную роль играют наследственная предрасположенность и неблагоприятное воздействие внешней среды. Поэтому в оценке рисков развития эндокринных болезней особую роль играют регулярные профилактические обследования.

После установления окончательного диагноза для каждого пациента врач-эндокринолог составляет индивидуальную схему лечения. Большинство эндокринных заболеваний имеют хроническое течение, поэтому после стабилизации состояния врач-эндокринолог проводит профилактическое наблюдение пациентов по индивидуальной программе. Это позволяет снизить риск возникновения тяжёлых осложнений, улучшить качество жизни и станет залогом активного долголетия.