• 03 ИЮН 17

Удалить желчный пузырь с камнями или заниматься профилактикой с детства/молодости?

Нарушения реологии желчи (сгущение) по частоте не уступают такому известному заболеванию как атеросклероз. Частота заболеваний билиарной системы составляет 10-15% населения в экономически развитых странах. Каждая 5 женщина и каждый 15 мужчина в возрасте старше 20 лет страдают функциональными билиарными расстройствами, холециститом, желчнокаменной болезнью (ЖКБ) или уже перенесли холецистэктомию (операцию по удалению желчного пузыря), причем количество больных данной группы увеличивается с возрастом пациентов. ЖКБ занимает 3 место по частоте заболеваний человека после сердечно-сосудистой патологии и сахарного диабета. Частота ЖКБ в России 14-15% среди населения. Ежегодно в мире по числу операций холецистэктомия вышла на второе место (после аппендэктомии) и составляет около 2,5 млн. операций в год. Но и операция не решает проблему с последствиями нарушенного пищеварения и моторики у пациентов. Так около 50% пациентов после операции в различные сроки после ее выполнения отмечают появление тех или иных жалоб со стороны желудочно-кишечного тракта или жалобы сохраняются и после операции.

Когда можно заподозрить патологию данной системы: боль в правом подреберье или в верхней трети живота, различной длительности и интенсивности, может достигать постоянного характера, приводить к нарушению повседневной активности, не уменьшается после дефекации, перемене положения тела, могут сочетаться с тошнотой, горечью, рвотой желчью.

Факторами риска и механизмами возникновения расстройств являются хронические стрессы, семейная предрасположенность, семейное ожирение, деформации желчного пузыря (выявляемые на УЗИ), проведенная холецистэктомия, употребление в пищу жирной и жареной пищи, обедненный рацион по растительным волокнам (овощи, фрукты), недостаточное употребление жидкости (воды), избыток углеводов и животных белков, голодание с резким снижением массы тела, длительное зондовое питание. Также все больше приобретают значение и медицинские факторы риска, такие как применение лекарственных препаратов (пероральные контрацептивы, применяемые как для лечения гинекологических заболеваний, так и с противозачаточной целью; гормональная терапия для коррекции самочувствия женщин в период предменопаузы, препараты для снижения холестерина – статины, некоторые виды антибиотиков), ожирение, беременности, сахарный диабет, воспалительные заболевания кишечника и т.д. На нарушение обмена холестерина и изменению физико-химических свойств желчи также влияет и измененная микрофлора кишечника, которая способствует не только появлению жалоб со стороны кишечника, но и влияет на течение заболевания. Измененная желчь в свою очередь приводит к снижению её бактерицидных свойств, начинают размножаться бактерии в тонкой кишке, изменяются микробные взаимодействия в толстой кишке, что в целом приводит к появлению жалоб на вздутие, урчание в животе и измененную частоту опорожнения кишечника. Нерегулярный стул (реже 1 раза в день) в 2-3 раза чаще приводит к возникновению ЖКБ, чем ожирение, и в 3,5 раза повышает риск ожирения. Измененное соотношение бактерий кишечника доказано влияет на появление диареи, запора, повышенного холестерина, заболеваний печени, артериальной гипертензии, аутоиммунных заболеваний, снижению иммунитета, раку кишечника, заболеваниям кожи и др.

Гастроэнтерологическое обследование включает комплекс лабораторно-инструментальных методов исследования: клинический анализ крови, биохимический анализ крови, кал на копрограмму (изучение переваривания и всасывания, наличие воспаления), кал на комплекс гельминтов и простейших, посев кала на дисбактериоз (новый метод с расширенным спектром бактерий – кал на микробиоту толстой кишки методом ПЦР-РТ), кал на кальпротектин, кал на панкреатическую эластазу (недостаток выработки ферментов поджелудочной железой), общий анализ мочи, фиброгастроскопия, ультразвуковое исследование органов брюшной полости, также в нашей клинике Вы можете пройти динамические исследования с пищевой нагрузкой на изменение моторики желчного пузыря и работы сфинктера Одди (после холецистэктомии) методом УЗИ, пройти колоноскопию (ректосигмоскопию) при необходимости с забором биопсийного материала и др. При выявлении камней в желчном пузыре Вы имеете возможность уточнить плотность камней и выяснить возможность проведения лечения (растворения) камней, Вам будет разработана схема лечения и динамический ультразвуковой контроль в ходе лечения и последующей разработкой индивидуальных схем профилактики после успешного растворения камней.

Для лечения заболеваний гепатобилиарной системы требуется индивидуальный и комплексный подход. Своевременное обращение к гастроэнтерологу, обследование и лечение залог высокого качества жизни и профилактики оперативного удаления желчного пузыря. При раннем и взвешенном использовании современных лекарственных средств можно добиться как эффективного лечения и профилактики заболевания, так и полной реабилитации пациента после холецистэктомии.

В этом вопросе поможет Вам врач-гастроэнтеролог, Кандидат Медицинских наук Скворцова Татьяна Эдуардовна.